центр гидрометеорологической
службы республики узбекистан (Узгидромет)

Меры и действия, предпринимаемые Узбекистаном по борьбе с изменением климата

Меры и действия, предпринимаемые Узбекистаном по борьбе с изменением климата

Меры и действия, предпринимаемые Узбекистаном по борьбе с изменением климата

Меры и действия, предпринимаемые Узбекистаном по борьбе с изменением климата

Сегодня мировым сообществом признано, что изменение климата является одной из серьезных проблем, стоящих перед человечеством. Изменение климата оказывает влияние на все сферы человеческой жизни и требует незамедлительных мер по предотвращению негативных последствий и адаптации к новым условиям жизни.

Современная наука предоставляет всё более веские основания в подтверждение того, что хозяйственная деятельность человека, связанная, прежде всего, с выбросами парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива, оказывает заметное влияние на климат.

В Узбекистане за период с 1880 по настоящее время повышение среднегодовой температуры составило порядка 1,6°С (с 13,2 до 14,8°С), что превышает средние темпы, наблюдаемые в глобальном масштабе. По прогнозам специалистов, в 2030-2050 гг. температура воздуха в регионе может возрасти еще на 1,5-3°С. Наибольшее повышение температуры воздуха ожидается в Приаралье, которое еще усугубится местными климатическими изменениями.

                                                                                                                                     

Тенденции изменения среднегодовой температуры воздуха в Ташкенте (по данным Узгидромета)

Узбекистан относится к категории стран, наиболее уязвимых к изменению климата. Дальнейшее увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, по оценкам экспертов, приведет к возрастанию рисков нехватки воды и продовольствия в результате засухи, повышению заболеваемости населения вследствие увеличения продолжительности и напряженности жаркого периода года, а также к повторяемости других опасных явлений – селей, паводков и т.д. Кроме того, потепление отрицательно отразится на состоянии экосистем, приведет к обострению экологической ситуации в таких регионах как Приаралье, Каракалпакстан, Сурхандарьинская, Бухарская и Хорезмская области.

Глобальное изменение климата и чувствительность к происходящим изменениям природно-ресурсного комплекса страны определяет необходимость формирования последовательной климатической политики.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) является основой для международных действий по борьбе с изменением климата, нацеленной на достижение стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Узбекистан присоединился к РКИК в 1993 г.

На Узгидромет возложена  координация деятельности по осуществлению РКИК ООН в Узбекистане.

В 1999 г. Узбекистан ратифицировал Киотский протокол – международное соглашение, которое обязывало развитые страны сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

С целью укрепления комплексного реагирования на возросшие глобальные угрозы, связанные с климатическими изменениями, в декабре 2015 г. было принято Парижское соглашение, на смену Киотскому протоколу РКИК ООН. Парижское соглашение вступило в силу в 2020 году.

Узбекистан подписал Парижское соглашение 19 апреля 2017 г., а ратифицировал -
2 ноября 2018 г. Закон РУз «О ратификации Парижского соглашения» (№ЗРУ-491) был принят 2 октября 2018 г. Соглашение вступило в силу для Узбекистана 9 декабря 2018 г.

Цель Парижского соглашения - активизировать осуществление РКИК ООН, удержать рост глобальной средней температуры ниже 2°С относительно доиндустриального уровня (1750 г.) и приложить усилия для ограничения роста температуры до 1,5°С, что потребует сокращения глобальных выбросов ПГ на 40-70% к 2050 году и достижения нулевых или отрицательных темпов выбросов ПГ к 2100 г.

Обязательное условие подписания Парижского соглашения – подготовить и сообщить в Секретариат РКИК Предполагаемые определяемые на национальном уровне вклады (ПОНВ) в снижение выбросов ПГ, которых страна намеревается достичь к 2030 г. Определяемые на национальном уровне вклады (ОНВ) являются основным механизмом для принятия национальных усилий по вкладу в глобальные цели Парижского соглашения.

Ключевое обязательство Узбекистана по Парижскому соглашению – снизить удельные выбросы парниковых газов на единицу ВВП на 10% к 2030г. по отношению к 2010г.

ПОНВ Узбекистана включает меры и действия по смягчению и адаптации на период до 2030 г. Деятельность по выполнению Предполагаемого определяемого на национальном уровне вклада (ПОНВ) ведется активно и вносит значительный вклад в развитие экономики Узбекистана.

Кроме этого, согласно статьям 4.1. и 12.1. РКИК ООН, страны-Стороны Конвенции обязаны периодически представлять свои Национальные сообщения об изменении климата, которое является отчетом страны о процессе выполнения Рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Парижского соглашения. Национальное сообщение представляет собой подробный обзор национальных мер и действий, направленных на предотвращение изменения климата, адаптацию к нему, наращивание потенциала, развитие и передачу технологий, образование и повышение осведомленности разных социальных слоев населения.

В рамках выполнения обязательств по РКИК ООН Узгидрометом совместно с соответствующими министерствами и ведомствами были подготовлены и представлены: Первое Национальное сообщение (1999 г.) и отчет по его 2-ой фазе (2001 г.); Второе Национальное сообщение (2008 г.); Третье Национальное сообщение (2016 г.) согласно требованиям и руководствам РКИК ООН. Также Узгидромет совместно с министерствами и ведомствами проводит инвентаризацию выбросов парниковых газов. Были подготовлены отчеты по инвентаризации за период 1990-2012 гг.

В настоящее время ведется подготовка Четвертого Национального сообщения об изменении климата. Подготовлен Первый двухгодичный отчет по обновленным данным и направлен в Секретариат РКИК ООН. Два основных направления включены в  Двухгодичный отчет: инвентаризация парниковых газов за 1990-2017 годы  и оценка эффективности мер смягчения последствий изменения климата. 

Узгидромет совместно с ПРООН и заинтересованными организациями начинает разработку Национального адаптационного плана (НАП), направленного на наиболее уязвимые к изменению климата сектора экономики и регионы. Это тоже является обязательством страны по Парижскому соглашению.

Узбекистан, как Сторона Конвенции и Парижского соглашения, проводит последовательную политику, направленную на сокращение выбросов парниковых газов в ключевых секторах экономики, и адаптацию к изменению климата. Руководством страны и правительством принят ряд документов, связанных с регулированием действий и осуществлением мер в области изменения климата.

Согласно Постановлению Президента РУз №ПП-4477 от 04.10.2019г. была утверждена Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов, разработанная Узгидрометом совместно с причастными министерствами и ведомствами. Также был создан Межведомственный совет по продвижению и внедрению данной Стратегии. В соответствии с Планом действий (Дорожная карта) данной Стратегии, каждому министерству и ведомству определены задачи по смягчению, либо адаптации к изменению климата.

 

Принятие Законов Республики Узбекистан «Об использование возобновляемых источников энергии» и «О государственно-частном партнерстве» создало нормативно-правовую основу для ускорения внедрения возобновляемых источников энергии в Узбекистане (строительство солнечных и ветровых электростанций).

Приоритетные направления по сокращению выбросов ПГ в рамках выполнения обязательств по РКИК ООН и Парижского соглашения отражены в соответствующих стратегических и отраслевых планах и программах страны.

В настоящее время участие Республики Узбекистан в РКИК и Парижском соглашении позволяет ей как развивающейся стране привлекать средства  фондов климатического финансирования, таких как Зеленый климатический фонд (ЗКФ), Адаптационный фонд (АФ), Глобальный экологический фонд (ГЭФ) и др.

При финансовой поддержке международных организаций, таких как Глобальный экологический фонд, Программа развития ООН (ГЭФ/ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др. были успешно реализованы и реализуются многие проекты, направленные на выполнение обязательств страны в сфере смягчения и адаптации к изменению климата.

Меры и действия, предпринимаемые Узбекистаном по борьбе с изменением климата

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА УЗГИДРОМЕТА