Экономическая оценка последствий изменения климата и определение приоритетных направлений в процессе адаптации
16.12.2022
15 декабря в сотрудничестве с Узгидрометом, Программой развития ООН (ПРООН) и Зеленым климатическим фондом был реализован проект «Национальный адаптационный план (НАП), для отраслей экономики и регионов, наиболее уязвимых к изменению климата в Узбекистане».
Вопрос изменения климата остается актуальным для Республики Узбекистан, так как с каждым годом все более заметно проявляются климатическая изменчивость и учащаются климат о зависимые опасные явления – волны тепла и холода, а также их продолжительность, интенсивные осадки, которые приводят к возникновению селевой, паводковой угрозе и сходу лавин, а зачастую и гибели урожая, засухи и дефицит водных ресурсов, деградация почвенного покрова и пыльные бури и т.д. Все это непосредственно влияет на социально-экономическую инфраструктуру, окружающую среду, жизнедеятельность, благосостояние и здоровье населения.
Адаптация к изменению климата должна стать обычным и необходимым компонентом планирования на всех уровнях государственного управления и во всех секторах экономики республики. Национальное планирование адаптации поможет оценить уязвимость секторов экономики к последствиям изменения климата, учесть риски, связанные с изменением климата, и решить проблемы финансирования адаптационных мероприятий.
Этому вопросу и был посвящен тренинг по экономической оценке последствий изменения климата и определение приоритетных направлений в процессе адаптации, который прошел 15-16 декабря 2022 года в г. Ташкенте. Тренинг был организован в рамках проекта «Национальный адаптационный план (НАП), направленный на наиболее уязвимые к изменению климата секторы экономики и регионы, для продвижения средне- и долгосрочного планирования адаптационных мер и действий в Узбекистане».
Справочно: Проект реализуется в партнерстве с Центром гидрометеорологической службы (Узгидромет), Программой Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) при финансовой поддержке Зеленого климатического фонда (ЗКФ). Сроки: 2020-2023 годы. Пилотные регионы: Республика Каракалпакстан, Хорезмская и Бухарская области. Ключевые сектора: сельское хозяйство, водные ресурсы, здравоохранение, жилищный сектор и управление чрезвычайными ситуациями. Цель: укрепление институционального и технического потенциала для разработки Национального адаптационного плана (НАП) и интеграции адаптации к изменению климата в национальные и субнациональные процессы планирования и формирования бюджета в Узбекистане.
В тренинге приняли участие сотрудники министерств экономического развития и сокращения бедности, сельского хозяйства, ивестиций и внешней торговли, финансов, водного хозяйства, здравоохранения, строительства, МЧС и Узгидромета.
Оценка адаптационных мероприятий направлена на учет экономических, экосистемных и социальных издержек и выгод, а также возможностей непреднамеренного (положительного или отрицательного) воздействия адаптационных мер на население, сектора экономики и окружающую среду. Достоверные оценки затрат и выгод на адаптацию обеспечивают основу для составления бюджета, а также оценки соотношения цены и качества проводимых мероприятий.
Ключевыми вопросами, которые необходимо учитывать при выборе подходящего инструмента для экономической оценки и приоритезации адаптационных мероприятий, являются:
- Каковы затраты и выгоды каждого варианта адаптации? Можно ли выделить и просчитать (измерить в монетарном выражении) все затраты и выгоды?
- Как наилучшим образом можно реализовать варианты адаптации и каковы условия для достижения результата?
- Возможно ли определить и измерить в монетарном выражении сопутствующие выгоды между вариантами адаптации и развитием?
Национальными экспертами проекта на основе исследований мирового опыта, климатических и социально-экономических особенностей Узбекистана разработаны рекомендации по экономической оценке последствий изменения климата и расстановке приоритетов в процессе адаптации.
В ходе тренинга участиникам была представлена информация о мерах адаптации к изменению климата и его последствиям, а также, проанализированы критерии выбора приоритетов. В частности, на теоретических и практических занятиях были рассмотрены методы анализа затрат и выгод (СВА), метод рентабельности (СЕА), многокритериальный анализ (МСА), методы инвестиционного анализа.
Также, участники тренинга получили подробную информацию о правовых основах природоохранного регулирования и льгот. Ознакомившись с зарубежным опытом эколого-экономического стимулирования, изучили и обсудили, как осуществляется финансирование и бюджетирование адаптационных мероприятий к изменению климата.
Тренинги по эконономической оценке адаптационных мероприятий также пройдут в пилотных регионах проекта.